Vasyugan Field Station

Vasyugan Field Station

 
Vasyugan Field Station is located in the south-eastern part of Western Siberia, 200 km north-west of Tomsk city. The field station is organized to study the ecological role of wetlands, to assess their environmental and resource potential, to develop and improve monitoring technologies, to develop scientific bases for rational nature management to prevent degradation and pollution of wetlands in Western Siberia. 
 

The main fields of research at Vasyugan Field Station:
 

  • Hydrology of mires: occurrence features of snow cover; frosting and defrosting of peat bogs; temperature regime of peat bogs; water regime features of mires and rivers.
  • Chemical composition of bog and river waters and hydrochemical regime of bogs.
  • Mosaicity of mire ecosystems and geoinformation modeling of landscape conditions and dynamics.
  • Biogeochemical cycles of elements in mire ecosystems.
  • Geobotanical indication of the restoration of anthropogenically disturbed mires.
  • Paleoecological studies of mires based on botanical data and peat characteristics.
  • Hydromorphic transformation of forest soils.
  • Georadar survey of mires. 
Within the work of the field station, research are carried out within the areas of the raised bog in the basin of the river Kluch (the northeastern spurs of the Great Vasyugan Mire) which is 5-7 km to the east of the village Polynyanka and a drained raised bog in the basin of the river Iksa (a part of forest reclamation area of the northeastern spurs of the Great Vasyugan Mire) which is 7 km to the west of the village Plotnikovo, as well as on Samara mire, located on the left bank of the river  Bakchar 4 km to the west from the village Polynyanka.

1. Raised bog (56°58'17.47", 82°37'1.93") is located in the basin of the river Kluch (tributary of the river Bakchar) is a part of the Vasyugan mire system (northeastern spurs) and is a typical marshland of the southern taiga subzone of Western Siberia.
Within the raised bog, five observation points were organized, within the pine shrub sphagnum bog (1-3 points), sedge-sphagnum bog (4), hummock-hollow-pool complex (5). The capacity of peat deposit is 3 m.

2. Mire “Samara” (56 ° 55'15.23 "82 ° 30'20.47" B) represents birch-sedge-hipnum fen, which is located on the left bank of the river Bakchar. The capacity of peat deposit is 3-4 m.

3. Drained raised bog. Raised pine-shrub-sphagnum bog with low pines with a capacity of peat deposit  up to 3 m, located in the interfluve of the rivers Bakchar and Iksa, is also a part of the Vasyugan mire system. The object of research was drained in 1973-1979. Observations are carried out on two areas with pine-shrub and sphagnum vegetation: the drained section (56 ° 52'38.90 "C, 82 ° 48'31.00" B) and a similar natural section (56 ° 52'21.30 "82 ° 48'27.70"), located 500 m from the drainage channel outside the drainage system.

Field Station equipment and infrastructure  

Within experimental area wooden bridges with a length of about 1.5 km are arranged.
There are 7 equipped observation platforms. The bridges cross typical mire microlandscapes, pine-shrub-sphagnum, sedge-sphagnum bog and hummock-hollow-pool complex.  Within Samara, the bridges cross the birch and birch-sedge-hypnum and sphagnum microlandscapes.

Facilities

The Field Station is located in the village Polynyanka and includes trailer and sauna.

Our team
Click the photo to see publications

Yulia Kharanzhevskaya 

Head of the Feld Station, PhD, Senior Researcher

Hydrological and hydrogeochemical studies of mires

Anna Sinyutkina

PhD, Senior Researcher

GIS modeling of the dynamics of natural and anthropogenic transformation of mire geosystem

Elena Voistinova 

Researcher

Chemical composition of bog waters, conditions of formation and regularities of space-time dynamics

Anton Maloletko

Researcher

Ecological and resource potential of mires, directions of using peat resources

Lyudmila Gashkova

Junior Reasearcher

Biogeochemistry of mires of Tomsk region, restoration of anthropogenically disturbed geosystems

Alexey Belenko

Junior Researcher

Spatial and temporal organization of  forest-mire eutons of Tomsk region

Maria Magur

Junior Researcher

Paleoecological studies of mires, analysis of the botanical composition and physical characteristics of peat

Konstantin Emelyanov

Field Station Keeper

Projects

«Development of method eco-ameliorative monitoring and geoinformation state modeling of wetlands for the purpose of valuation their ecological and resource potential, development methods of recultivation, and creation of biosphere compatible products» (№ 0778-2014-1004) within the limits of PPF program national academy of sciences as of 2013-2020 (under the direction of Kharanzhevskaya Y.A.).

Multi-year studies of wetlands are held on the basis of which done geoinformation simulating states and dynamics of landscape cover wetlands in Tomsk region , were conducted geological studies of swamps, was carried out process evaluation of reconstruction drained swamps, was developed geoinformation database « Ecological and resource potential of swamps in Tomsk region» and a variety of methods.

Grant RFBR № 16-35-00187-mol_a «Assessment of spatiotemporal dynamics  chemical constitution  of waters in swamps of Tomsk Region» 2016-2017 (under the direction of  Voistinova E.S.).

As part of the project were obtained new data on the features of the chemical composition of water in different swamp microlandscapes which includes practically unique information related to water analysis of lowland and transitional swamps of Western Siberia. As a result were singled out formation factors of chemical constitution swamp waters different types, identified objects for monitoring anthropogenic pollution. Statistical review indicated  that  atmospheric temperature is the leading composition of the chemical composition of swamps water in correlation dependence with which are almost all components Fecom, , NH4+, СО2, NO3-, Mg2+, Ca2+, COD, Сorg, PA. Alternative factor which determines the variability of concentrations HCO3-, SO42-, Cl-  in chemical composition is moisture regime of  the territory and the amount of atmospheric precipitation.

Factorial Designs of composition chemical formation waters of upland swamp in 2006-2016.

Grant RFBR № 16-45-700418-р_а «Indication of area contamination of the Tomsk Region territory by heavy metals on the basis of data analysis of ecological and geochemical monitoring of wetlands" 2016-2018. (under the direction of Kharanzhevskaya Y.A.).
                 As part of the project evaluations are under way of the content of heavy metals in swamp plants, waters and peats in Tomsk region, identified the plant-accumulators of heavy metals, for the first time identified regional background concentrations of heavy metals in 27 types of swamps in Toms Region, composed a unique cadaster of heavy metal concentrations, researched the balance of heavy metals within the key areas of wetlands, for the first time the role of atmogenic shift in the input of heavy metals is estimated on the basis of the experience of passive accumulation of dust (by the method  of U.S. Geological Survey), spatial regularities of change of content of heavy metals in plants of swamps are determined by tiers, at the level of wetland and within confines administrative districts of Tomsk region. In 2017 are estimated aerial admissions module Cu and Pb, Zn, Cd, for the first time  is executed assessment of features of technogenic transformation of content of heavy metals in plants of swamps in peat at drainage, fires, on sites of peat extraction and effluent disposal, in zones of automobile routes influence, ETL, objects of an oil and gas complex and city agglomeration, are developed eco-geochemical cards on key sites of swamps of the Tomsk region.


Directional distribution of values KBP Instrument Design Bureauv plumbum  and its level in components of index plots

Directional distribution of values KBP Instrument Design Bureauv copper and its level in in components of index plots

In cooperation with academics from Warsaw University of Life Science with financial support from Nature And Biodiversity Conservation Union (NABU), researches entitled “Simulating of the hydrological regime of the Vasyugan Swamp for  efficient use of natural resources under conditions of climatological changes” are conducted.

                 As part of the project handling in 2017 was organized international expedition on Vasyugan Swamp by which is carried out measuring specific electrical conduction of water (15 level and temperature recorders are installed Solinst 3001 LT Levelogger Junior Edge; 2 atmospheric pressure and temperature loggers Solinst 3001 LT Barologger Edge), in different sites of Klyuch river is taken measurement of expenses of water, leveling of a surface is executed.

Our partners:

Contacts:

Head of the Field Station 
Yulia Kharanzhevskaya,
PhD, Senior Researcher
+7 (3822) 527 541, +7 (905) 992 1376
kharan@yandex.ru 

Our team:
Anna Sinyutkina ankalaeva@yandex.ru
Elena Voistinova elenavoistinova@yandex.ru
Lyudmila Gashkova gashkova-lp@rambler.ru
Alexey Belenko valenso77@mail.ru
Anton Maloletko maloletko.anton@yandex.ru
Maria Magur rubzova@rambler.ru

Полевой стационар
ВАСЮГАНСКИЙ

Полевой стационар «Васюганский»

 

Расположен в юго-восточной части Западной Сибири, в 200 км к северо-западу от г. Томска. Полевой стационар организован с целью изучения экологической роли болот, оценки их эколого-ресурсного потенциала, отработке и усовершенствованию технологий мониторинга, разработки научных основ рационального природопользования для предупреждения деградации и загрязнения заболоченных территорий Западной Сибири.


Расположен в юго-восточной части Западной Сибири, в 200 км к северо-западу от г. Томска. Полевой стационар организован с целью изучения экологической роли болот, оценки их эколого-ресурсного потенциала, отработке и усовершенствованию технологий мониторинга, разработки научных основ рационального природопользования для предупреждения деградации и загрязнения заболоченных территорий Западной Сибири.

 

Направления исследований на стационаре
 

  • водно-тепловой режим болот: особенности залегания снежного покрова, промерзание и оттаивание торфяной залежи болот, особенности водного режима болот и рек-водоприемников, режим влажности торфа, температурный режим торфяной залежи
  • химический состав болотных и речных вод и гидрохимический режим болот
  • мозаичность болотных геосистем и геоинформационное моделирование состояния и динамики ландшафтов
  • биогеохимические циклы элементов в болотных экосистемах
  • геоботаническая индикация восстановления антропогенно нарушенных болот
  • палеоэкологические исследования болот на основе данных ботанического состава и физических характеристик торфа
  • гидроморфная трансформация почв лесоболотных экотонов
  • георадиолокационные исследования болот

Направления исследований на стационаре

  • водно-тепловой режим болот: особенности залегания снежного покрова, промерзание и оттаивание торфяной залежи болот, особенности водного режима болот и рек-водоприемников, режим влажности торфа, температурный режим торфяной залежи
  • химический состав болотных и речных вод и гидрохимический режим болот
  • мозаичность болотных геосистем и геоинформационное моделирование состояния и динамики ландшафтов
  • биогеохимические циклы элементов в болотных экосистемах
  • геоботаническая индикация восстановления антропогенно нарушенных болот
  • палеоэкологические исследования болот на основе данных ботанического состава и физических характеристик торфа
  • гидроморфная трансформация почв лесоболотных экотонов
  • георадиолокационные исследования болот

В рамках работы полевого стационара исследования проводятся в пределах участков верхового болота в бассейне р. Ключ (северо-восточные отроги Большого Васюганского болота) в 5-7 км на восток от с. Полынянка и осушенного верхового болота в бассейне р. Икса (участок лесомелиорации северо-восточные отроги Большого Васюганского болота) в 7 км на запад от с. Плотниково, а также на болоте Самара, расположенном на левобережной террасе р. Бакчар 4 км на запад от с. Полынянка.

1. Васюганское болото (56°58'17.47"С, 82°37'1.93"В) участок в бассейне р. Ключ (приток р. Бакчар) представляет собой типичный ненарушенный болотный массив южно-таежной подзоны Западной Сибири.
В пределах верхового болота организовано 5 пунктов наблюдения, в пределах высокого ряма (п. 2), низкого ряма (п.3), высокого ряма в районе минерального острова (п. 4), осоково-сфагновой топи (п. 5), грядово-озеркового болота (п.6).

Высокий рям (56°58'15,3'' 82°36'09,7'') участок сосново-кустарничково-сфагнового верхового болота с высокой сосной и мощностью торфяной залежи 1 м (п.2).

Низкий рям (56°58'24,3'' 82°36'41,2'') участок сосново-кустарничково-сфагнового верхового болота с низкой сосной и мощностью торфяной залежи 3 м (п.3).
            
Высокий рям (56°58'32,2'' 82°36'18,1'') участок сосново-кустарничково-сфагнового верхового болота с высокой сосной и мощностью торфяной залежи 1 м (п. 4).
           
Осоково-сфагновая топь (56°58'17,3'' 82°37'04,5'') участок верхового болота с мощностью торфяной залежи 2,75 м (п. 5).
           
Грядово-озерковое болото (56°58'59,6'' 82°37'19,6'') участок верхового болота с мощностью торфяной залежи 2,90 м (п.6)



2. Болото Самара (56°55'15.23" 82°30'20.47"В) Березово-осоково-гипновое болото расположено на левобережной террасе р. Бакчар. Мощность торфяной залежи составляет 3-4 м.

3. Васюганское болото (участок лесомелиорации)
Участок сосново-кустарничково-сфагнового болота с низкой сосной с мощностью торфяной залежи до 3 м, расположен в междуречье рек Бакчар и Икса. Объект исследований был осушен в 1973-1979 гг. с целью лесомелиорации. Наблюдения проводятся на 3 участках с сосново-кустарничково-сфагновой растительностью: осушенный участок (56°52'38.90"С, 82°48'31.00"В) и аналогичный ему естественный участок (56°52'21.30" 82°48'27.70"), расположенный на расстоянии 500 м от осушительного канала за пределами осушительной системы, и осушенный участок в бассейне р. Гавриловка (56°53'25.25" 82°40'46.93").

Оборудование и инфраструктура стационара


В пределах болот организованы деревянные мостки протяженностью около 1,5 км, оборудовано 7 площадок для проведения наблюдений и размещено основное оборудование. Мостки пересекают типичные болотные микроландшафты, в пределах верхового болота пересекают сосново-кустарничково-сфагновый, осоково-сфагновый (топь) и грядово-озерковый микроландшафт. В пределах болота Самара мостки пересекают березовый и березово-осоково-гипновый микроландшафтытки пересекают березовый и березово-осоково-гипновый микроландшафты.

Условия размещения на стационаре

Полевая база организована в с. Полынянка, включает жилой полевой вагон, баню.

Научный коллектив
Посмотрите список публикаций, нажав на фото

Харанжевская Юлия Александровна

Руководитель стационара к.г.-м.н., старший научный сотрудник

Гидрологические и гидрогеохимические исследования болот

Синюткина Анна Алексеевна

Кандидат геграфических наук,
старший научный сотрудник

Геоинформационное моделирование природной динамики и антропогенной трансформации болотных геоситем

Воистинова Елена Сергеевна

Научный сотрудник

Химический состав болотных вод, условия формирования и закономерности пространственно-временной динамики

Малолетко Антон Алексеевич

Научный сотрудник

Эколого-ресурсный потенциал болот, направления использования торфяных ресурсов

Гашкова Людмила Павловна

Младший научный сторудник

Биогеохимия болот Томской области, восстановление антропогенно нарушенных геосиcтем

Беленко Алексей Александрович

Младший научный сторудник

Пространственно-временная организация лесоболотных экотонов Томской области

Магур Мария Геннадьевна

Младший научный сторудник

Палеоэкологические исследования болот, анализ ботанического состава торфа, физических характеристик торфа

Емельянов Константин Олегович

Сторож

Проекты

«Разработка методики эколого-мелиоративного мониторинга и геоинформационного моделирования состояния и динамики ландшафтного покрова заболоченных территорий, с целью оценки их экологического и ресурсного потенциала, разработки способов рекультивации и создания биосферно совместимой продукции» (№ 0778-2014-1004) в рамках программы ФНИ государственных академий наук на 2013-2020 годы (руководитель Харанжевская Ю.А.).

Проводятся многолетние исследования болот по итогам, которых выполнено геоинформационное моделирование состояния и динамики ландшафтного покрова заболоченных территорий Томской области, проведены георадиолокационные исследования болот, осуществлена оценка процессов восстановления осушенных болот, разработана геоинформационная база данных «Эколого-ресурсный потенциал болот Томской области» и целый ряд методик.

Грант РФФИ № 16-35-00187-мол_а «Оценка пространственно-временной динамики химического состава вод болот Томской области» 2016-2017 гг. (руководитель Воистинова Е.С.)
В рамках выполнения проекта получены новые данные по особенностям химического состава вод различных видов болотных микроландшафтов, в том числе практически уникальные сведения по составу вод низинных и переходных болот Западной Сибири. В результате выделены факторы формирования химического состава болотных вод разных типов, выявлены объекты для мониторинга антропогенных загрязнений. Статистический анализ показал, что температура воздуха является ведущим фактором формирования химического состава болотных вод, в корреляционной зависимости с которым находятся почти все компоненты Feобщ , NH4+, СО2, NO3-, Mg2+, Ca2+, ХПК, Сорг, ФК. Вторым фактором, который определяет изменчивость концентраций HCO3-, SO42-, Cl- в химическом составе является режим увлажнения территории и количество атмосферных осадков.​

Факторный анализ формирования химического состава вод верхового болота в 2006-2016 гг.

Грант РФФИ № 16-45-700418-р_а «Индикация загрязнения территории Томской области тяжелыми металлами на основе анализа данных эколого-геохимического мониторинга болот» 2016-2018 гг. (руководитель Харанжевская Ю.А.)

В рамках выполнения проекта проводится оценка содержания тяжелых металлов в болотных растениях, водах и торфах Томской области, выявлены растения-аккумуляторы тяжелых металлов, впервые определены региональные фоновые концентрации тяжелых металлов в 27 видах растений болот Томской области, составлен уникальный кадастр концентраций тяжелых металлов, изучен баланс тяжелых металлов в пределах ключевых участков болот, впервые оценена роль эолового переноса в поступлении тяжелых металлов на основе проведения опыта по пассивному накоплению пыли (по методике Геологической службы США), определены пространственные закономерности изменения содержания тяжелых металлов в растениях болот по ярусам, на уровне болотного массива и в пределах административных районов Томской области, оценена биогенная миграция. В 2017 году оценен модуль аэрального поступления Cu и Pb, Zn, Cd, впервые выполнена оценка особенностей техногенной трансформации содержания тяжелых металлов в растениях болот, в торфе при осушении, пожарах, на участках добычи торфа, сброса сточных вод, в зонах влияния автомобильных трасс, ЛЭП, объектов нефтегазового комплекса и городской агломерации, разработаны эколого-геохимические  карты на ключевые участки болот Томской области.

Пространственное распределение значений КБП свинца и его содержание в компонентах болот ключевых участков

Пространственное распределение значений КБП меди и ее содержание в компонентах болот ключевых участков

Совместно с учеными из Warsaw University of Life Science при финансовой поддержке Nature And Biodiversity Conservation Union (NABU), проводятся исследования по теме: «Моделирование гидрологического режима Васюганского болота для рационального природопользования территории в условиях изменения климата».

В рамках выполнения проекта в 2017 году была организована международная экспедиция на Васюганское болото, в рамках которой осуществлено измерение удельной электропроводности вод, организована система мониторинга за уровнями болотных вод (установлено 15 регистраторов уровня и температуры Solinst 3001 LT Levelogger Junior Edge; 2 регистратора атмосферного давления и температуры Solinst 3001 LT Barologger Edge), проведено измерение расходов воды в р. Ключ в разных створах, выполнено нивелирование поверхности.

Наши партнеры:

Контакты:

Руководитель стационара
Харанжевская Ю.А. к.г.-м.н.,
старший научный сотрудник СибНИИСХИТ-филиала СФНЦА РАН
+7 (3822) 527 541, +7 (905) 992 1376
kharan@yandex.ru 

Наша команда:
Синюткина А.А. ankalaeva@yandex.ru
Воистинова Е.С. elenavoistinova@yandex.ru
Гашкова Л.П. gashkova-lp@rambler.ru
Беленко А.А. valenso77@mail.ru
Малолетко А.А. maloletko.anton@yandex.ru
Магур М.Г. rubzova@rambler.ru